Колядование


Колядование, изображение №1

Колядование — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок.

В некоторых местах группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Колядовщики обходили дома в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину достойно их встретить и разрешить «покликать коляду», т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся по припеву в одних местах колядками, в других — овсенями, виноградьем. После исполнения колядовщики просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом, к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях к каждому дому приходило по 5-10 групп колядовщиков.

Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием.

Во время Святок молодежь устраивала игрища, на которые приглашались парни и девушки из других деревень. Кроме того, в Крещение в больших селах проходили смотры невест, т. е. показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за Святками месяца сватовства и свадеб.

В обрядности так называемых «страшных вечеров», т. е. во вторую неделю Святок, после Васильева дня, с особенной силой развивалась тема прихода в мир людей умерших «родителей», а также разного рода нечисти.

В рождественский сочельник на деревенских улицах Центральной и Южной России около каждого дома жгли костры из соломы, навоза, чтобы «погреть родителей», якобы приходивших в деревню к своим потомкам, чего в Красноярском крае не зафиксировано. В некоторых деревнях средней полосы Европейской России в костры бросали липовые веники, чтобы покойники могли попариться в бане. «Родителей» приглашали также на главные святочные трапезы, проходившие поздно вечером в канун Рождества, Васильева дня и Крещения. На стол для них ставили кутью из распаренных зерен пшеницы и ягод, овсяный кисель и блины, т. е. блюда, характерные для поминальных трапез. Верили, что «родители», обогретые и накормленные потомками, обеспечат им процветание в наступающем новом году. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье, а также в играх, характерных для святочных вечёрок.

Например, в Красноярском крае в начале XX века компанию ряженых М.Ф. Кривошапкин описывал так: «Вваливают с шумом до десятка масок. Полюбуйтесь, вот бука, у него лицо обмазано сажей, на голове рога, на ушах лохмотья, во рту папироса огнем внутрь рта; вот и настоящий черт с рогами, с хвостом, весь обтянутый черным коленкором; вот шаман в тунгусском платье, с бубном в руках, весь обвешанный колокольцами, шаркунцами, формами гагары и других птиц и рыб; вот смерть высокая, вся в белом, с куском свеклы вместо носа, с клыками, вырезанными из репы и редьки. Вот кто-то обшил себя медвежиной и ходит себе на четвереньках, приседая для отдыха на задние лапы; вот арлекин, но с маскою до того страшною и отвратительною, что смотреть невозможно. И остальные так же наряжены. Их пляс идет под удары бубна и своеобразные свистки, писки, трески и т.п.» (Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. Т.1. СПб., 1865. С.4.).

Магические действия по защите людей и их домов от нечистой силы были особенно характерны для второй недели Святок, ближе к Крещению. В эти дни более тщательно, чем обычно, подметались избы, а чтобы в мусоре не спряталась нечистая сила, его выносили подальше от деревни. Дома и хозяйственные постройки окуривали ладаном и окропляли святой крещенской водой, на дверях и воротах ставили мелом кресты, обходили с топорами скотину.

Колядки.Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.Донецкий областной художественный музейmuseum-painting.dp.ua
Колядки.
Николай Корнилович Пименко.
Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua

В средней полосе Европейской России, а также в Поволжье песни колядующих были адресованы всем членам семьи и сопровождались возгласами «овсень, таусень, усень» или «коляда», которые дали название самому обряду «кликать овсень», «кликать Коляду».

Колядующие подходили к дому, становились под окно и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень прокликать!» В Красноярском крае говорили: «Разреши, сударь-хозяин, виноградье спеть!» (Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении . СПб. : Гос. тип., 1913).

После разрешения: «Кличьте!» — начиналось восхваление двора и величание хозяев:

«Ой, овсень, бай, овсень!
Что ходил овсень по светлым вечерам,
Что искал овсень Иванов двор.
У Ивана на дворе три терема стоят.
Первый терем — светлый месяц,
Второй терем — красно солнце,
Третий терем — часты звезды.
Что светел месяц — то Иван-хозяин,
Что красно солнце — то хозяюшка его,
Что часты звезды — то детки его».

Затем раздавались пожелания хозяйственного благополучия:

«Уж дай ему Бог, зароди ему Бог,
Чтоб рожь родилась,
Сама в гумно свалилась.
Из колоса — осьмина,
Из полузерна — пирог,
С топорища — долины,
С рукавицу ширины».

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конев», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила».

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

«Наш овсень,
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь —
Со двора не сгонишь,
А не подашь —
На Новый год
Еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин
Шелудивую кобылу».

Обряд заканчивался в избе традиционной просьбой о подаянии:

«Не пора ли вам, хозяин, дарить-жаловать? Не рублем-ти вам, хозяин, не полтиною, хоть одною золотою, сударь, гривною, хоть по рюмочке винца да по стаканчику пивца».

Предлагаем послушать колядки в исполнении ансамбля народной песни «Сибирская вечора»!

Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, «дар на дар»: колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их «козульками», а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Козули - обрядовое печенье. Скоро расскажем об этом печенье подробнее!
Козули — обрядовое печенье.
Скоро расскажем об этом печенье подробнее!

При этом во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия, накануне Рождества козульки (козули) выпекали специально для раздачи колядующим.

Колядки — это живое связующее звено между прошлым и настоящим. Они напоминают нам о наших корнях и традициях, о значимости семьи, праздника и взаимодействия с другими людьми. Поэтому неудивительно, что колядки столь любимы в народе и сохранились до нашего времени.