Какой смысл вкладывали славяне в святочные ряжения? И кто был их главными героями?
Ряженье — элемент народных праздников, обрядовое и игровое переодевание с использованием масок или крашения лица сажей. Является основным компонентом Святок, но также Масленицы, весенне-летних и осенних празднеств, свадеб.
Мир персонажей русских ряженых был довольно разнообразен. Ряженые могли изображать различных животных и птиц: козу, медведя, лося, волка, лисицу, журавля и т. п.; представителей чужой, некрестьянской среды: барыню, барина, фельдшера, цыгана, татарина, еврея и др.; разного рода изгоев человеческого общества, скитающихся по свету: нищих, калик перехожих, бродяг, разбойников, странников; людей, имеющих знания, недоступные обычным крестьянам: кузнецов, мельников, коробейников; а также представителей потустороннего мира: смерть, покойника, кикимору, черта, беса, ведьму и т. д.
Ряженым полагалось надевать такой костюм, который смотрелся бы со стороны как странный, диковинный, ни на что не похожий. Они надевали на себя шкуры животных, вывернутые мехом наружу шубы и шапки, накидывали на плечи рогожу, соломенные маты, обвешивались ветвями деревьев, подпоясывались лыком. Во многих случаях костюм ряженого мог состоять из «морхотья», «лохмотья», т. е. старой, рваной, грязной одежды, истоптанной обуви, а также одежды, не соответствовавшей полу и возрасту ряженого. Последнее было очень широко распространено: парни переодевались в женскую одежду, девушки — в мужскую.
Необходимым элементом облика ряженого была маска (личина, харя, рожа). Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева. На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот. Некоторые личины дополнялись длинным носом из бересты, бородой из пакли или конского волоса, зубами, вырезанными из брюквы. При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, мукой, раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры, выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой, завешенное тряпкой.
Маски, как правило, изготавливали к конкретному дню, а затем выбрасывали или уничтожали и лишь в редких случаях сохраняли до следующего праздника.
Ряженые обычно носили с собой вещи, характерные для того или иного персонажа: барыня — шляпку, цыганка — карты, кузнец — молот, нищий — мешок, покойник — саван, черт — ухват, ведьма, кикимора или русалка — метлу или веник. Кроме того, ряженые нередко ходили с плетью, палкой, кнутом, которые устрашали людей, или же с морковкой, початком кукурузы, скалкой, с помощью которых придавали своим действиям эротическую окраску.
Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокольчиков, бубенцов, грохота печных заслонок, сковород, стучания ложками.
Ряженье входило в состав многих обрядов и праздников, однако наиболее яркое воплощение оно получало на Святках. Рядились в течение всего святочного цикла, но в большинстве мест ряженье было приурочено к «страшным» вечерам, а также к кануну Рождества, Васильева дня и Крещения. Ряженые ходили обычно по вечерам, большими группами в 15-20 человек. Они совершали обход крестьянских домов, как это делали колядующие, или же появлялись на святочных вечёрках — игрищах.
Ряженые шли от одной избы к другой, вбегали в них, не спрашивая разрешения хозяев, вели себя шумно, дерзко, нарушая покой и порядок в доме. Могли ворваться в дом, пугать его хозяев, плясать или показывать небольшие театрализованные сценки с плясками, короткими диалогами и довольно грубыми шутками. Например, ряженые с удовольствием могли разыграть сценку, в которой плясала «лошадь» — два парня, накрытые попоной.
Ряженые могли выполнять предписываемые традицией действия, о которых просили хозяева: если плохо «парят» куры (не высиживают цыплят), то ряженые садились на порог, имитируя высиживание цыплят.
Источник: Шангина И.И. Русский народ: будни и праздники: энциклопедия / СПб. : Азбука-классика, 2003.